Ширина железнодорожной колеи

Ширина железнодорожной колеи

04 мар 2024

Важнейшим параметром железнодорожной колеи является её ширина – расстояние между гранями головок рельсов в точках наиболее вероятного контакта с гранями гребней колёс (примерно в 13-ти миллиметрах ниже верхней грани рельса). По этому параметру все железнодорожные колеи делятся на:

  • нормальные (шириной 1435 миллиметров);
  • широкие (более 1435 миллиметров);
  • узкие (менее 1435 миллиметров).

Ширина колеи в Украине - 1520 мм.

Европейская колея

Наибольшее распространение получила нормальная ширина колеи, принятая в подавляющем большинстве стран Европы, Северной Америки, Ближнего Востока, Северной Африки, а также в Китае, Австралии и некоторых государствах Южной Америки. В общей сложности доля колеи 1435 миллиметров составляет 60% от общей протяжённости железных дорог.

Эта ширина колеи была принята при разработке проекта первой пассажирской линии Манчестер – Ливерпуль. А выбрана она была как самая малая из всех предложенных, так как для её постройки не требовалось перестраивать уже существовавшие на то время мосты и насыпи.

Капская колея

На третьем месте по распространённости стоит колея 1067 мм, нашедшая широкое применение в Капской колонии Британской империи. В наше время такая колея применяется в железнодорожном сообщении стран Центральной и Южной Африки, Тайваня, Филиппин, Индонезии и Новой Зеландии. Её доля составляет 9% от общемировой длины железных дорог.

Железные дороги с другой шириной колеи (Метровая, Индийская, Иберийская, Ирландская) имеют ещё меньшее распространение.